Контроллер - снятие
На автомобиле Lada Priora устанавливают блоки управления 21126-1411020-10 (-11 или -12) типа Bosch М 7.9.7 (Bosch М 10 или «Январь-7» соответственно). Электронный блок управления (ЭБУ, или контроллер) расположен под панелью приборов и представляет собой управляющий центр электронной системы управления двигателем. Он непрерывно обрабатывает информацию от различных датчиков и управляет системами, влияющими на токсичность отработавших газов и эксплуатационные показатели автомобиля. |
В ЭБУ поступает следующая информация: |
– положение и частота вращения коленчатого вала; |
– положение распределительных валов; |
– массовый расход воздуха двигателем; |
– температура охлаждающей жидкости; |
– температура всасываемого воздуха; |
– положение дроссельной заслонки; |
– содержание кислорода в отработавших газах; |
– наличие детонации в двигателе; |
– амплитуда колебаний кузова автомобиля; |
– скорость автомобиля; |
– напряжение в бортовой сети автомобиля; |
– запрос на включение кондиционера (на автомобилях в вариантном исполнении). |
На основе полученной информации ЭБУ управляет следующими системами и приборами: |
– топливоподачей (форсунками и электробензонасосом); |
– системой зажигания; |
– регулятором холостого хода; |
– адсорбером системы улавливания паров бензина; |
– вентилятором системы охлаждения двигателя; |
– муфтой компрессора кондиционера (на автомобилях в вариантном исполнении); |
– системой диагностики. |
ЭБУ включает выходные цепи (форсунки, различные реле и пр.) путем замыкания их на «массу» через его выходные транзисторы. Единственное исключение — цепь реле электробензонасоса, который запитывается через силовое реле. В свою очередь, обмоткой реле управляет ЭБУ посредством замыкания одного из выводов на «массу». |
ЭБУ оснащен встроенной системой диагностики. Он может распознавать неполадки в работе ЭСУД, предупреждая о них водителя через сигнальную лампу «ПРОВЕРЬТЕ ДВИГАТЕЛЬ». Кроме того, ЭБУ хранит диагностические коды, указывающие на неисправность конкретного элемента системы и характер этой неисправности, чтобы помочь специалистам в проведении диагностики и ремонта. |
В ЭБУ заложены следующие типы памяти: |
– программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ); |
– оперативное запоминающее устройство (ОЗУ); |
– электрически репрограммируемое запоминающее устройство (ЭРПЗУ). |
Программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ). |
В нем находится общая программа, в которой содержится последовательность рабочих команд (алгоритмы управления) и различная калибровочная информация. Эта информация представляет собой данные управления впрыском, зажиганием, холостым ходом и др., которые зависят от массы автомобиля, типа и мощности двигателя, передаточного отношения трансмиссии и других факторов. ППЗУ называют еще запоминающим устройством калибровок. Содержимое ППЗУ не может быть изменено после программирования. Эта память не нуждается в питании для сохранения записанной в ней информации, которая не стирается при отключении питания, т.е. эта память является энергонезависимой. |
Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ). |
Это «блокнот» ЭБУ. Микропроцессор контроллера использует его для временного хранения измеряемых параметров, которые он использует для расчетов, и промежуточной информации. Микропроцессор может по мере необходимости вносить в него данные или считывать их. |
Микросхема ОЗУ смонтирована на печатной плате контроллера. Эта память энергозависимая и требует бесперебойного питания для сохранения. При прекращении подачи питания содержащиеся в ОЗУ диагностические коды неисправностей и расчетные данные стираются. |
Электрически репрограммируемое запоминающее устройство (ЭРПЗУ). |
Используется для временного хранения кодов-паролей противоугонной системы автомобиля (иммобилизатора). Коды-пароли, принимаемые ЭБУ от блока управления иммобилизатором, сравниваются с кодами, хранимыми в ЭРПЗУ, в результате чего разрешается или запрещается пуск двигателя. |
В ЭРПЗУ записываются такие эксплуатационные параметры автомобиля, как общий пробег автомобиля, общий расход топлива и время работы двигателя. |
ЭРПЗУ регистрирует и некоторые нарушения работы двигателя и автомобиля: |
– время работы двигателя с перегревом; |
– время работы двигателя на низкооктановом топливе; |
– время работы двигателя с превышением максимально допустимой частоты вращения; |
– время работы двигателя с пропусками воспламенения топливовоздушной смеси, на наличие которых указывает сигнальная лампа системы управления двигателем; |
– время работы двигателя с неисправным датчиком детонации; |
– время работы двигателя с неисправным датчиком концентрации кислорода; |
– время движения автомобиля с превышением максимально разрешенной скорости в период обкатки; |
– время движения автомобиля с неисправным датчиком скорости; |
– количество отключений аккумулятора при включенном замке зажигания. |
ЭРПЗУ энергонезависимо, оно может хранить информацию без подачи питания на контроллер. |
ЭБУ расположен под консолью панели приборов. |
Для замены электронного блока управления вам потребуется отвертка с крестообразным лезвием. |
1. Отсоедините клемму «-» от аккумулятора. |
2. Снимите правую облицовку тоннеля пола (см. тут). |
|
5. Отверните (не полностью) две гайки крепления кронштейна ЭБУ. |
|
6. Передвиньте вправо кронштейн с ЭБУ и, приподняв немного вверх, снимите ЭБУ с автомобиля. |
7. Установите ЭБУ в порядке, обратном снятию. |
|
Для активации противоугонной функции нового контроллера необходимо выполнить процедуру обучения (см. тут), используя имеющиеся обучающий и рабочие ключи. |