PRIORA

Проверка компрессии


Компрессия (давление в конце такта сжатия) в цилиндрах — важнейший показатель для диагностики состояния двигателя без разборки. По ее среднему значению и по разнице значений в отдельных цилиндрах можно с достаточной степенью точности определить степень общего износа деталей шатунно-поршневой группы двигателя, выявить неисправности этой группы и деталей клапанного механизма.
Проверяют компрессию специальным прибором — компрессометром, который сейчас можно свободно приобрести в крупных магазинах автозапчастей.

Так выглядит компрессометр, использованный для иллюстрирования данной книги. Существуют варианты компрессометров, у которых взамен резьбового штуцера для вворачивания вместо свечи зажигания установлен резиновый наконечник. Такие компрессометры при проверке компрессии просто сильно прижимают к свечному отверстию.

Внимание
Важными условиями правильности показаний при проверке компрессии являются исправность стартера и его электрических цепей, а также полная заряженность аккумулятора.

1. Пустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры.

2. Снизьте давление в системе питания (см. тут). После снижения давления предохранитель топливного насоса на место не устанавливайте, чтобы отключить топливный насос.

3. Снимите катушки зажигания и выверните все свечи (см. тут).


4. Вверните компрессометр в свечное отверстие проверяемого цилиндра.

5. Нажмите на педаль акселератора до упора, чтобы полностью открыть дроссельную заслонку.

6. Включите стартер и проворачивайте им коленчатый вал двигателя до тех пор, пока давление в цилиндре не перестанет увеличиваться. Это соответствует примерно четырем тактам сжатия.

Для получения правильных показаний компрессометра коленчатый вал должен вращаться со скоростью 180–200 мин-1 или выше, но не более 350 мин-1.


7. Записав показания компрессометра, установите его стрелку на ноль, нажав на клапан выпуска воздуха.

У компрессометров иной конструкции показания могут сбрасываться другими способами (в соответствии с инструкцией к прибору).

8. Повторите операции 4–7 для остальных цилиндров. Давление должно быть не ниже 1,0 МПа и не должно отличаться в разных цилиндрах более чем на 0,1 МПа. Пониженная компрессия в отдельных цилиндрах может возникнуть в результате неплотной посадки клапанов в седлах, повреждения прокладки головки блока цилиндров, поломки или пригорания поршневых колец. Пониженная компрессия во всех цилиндрах указывает на износ поршневых колец.


9. Для выяснения причин недостаточной компрессии залейте в цилиндр с пониженной компрессией около 20 см3 чистого моторного масла и вновь измерьте компрессию. Если показания компрессометра повысились, наиболее вероятна неисправность поршневых колец. Если же значение компрессии осталось неизменным, значит, тарелки клапанов неплотно прилегают к седлам или повреждена прокладка головки блока цилиндров.

Рекомендация
Причину недостаточной компрессии можно выяснить также подачей сжатого воздуха в цилиндр, в котором поршень предварительно установлен в ВМТ такта сжатия. Для этого снимите с компрессометра наконечник и присоедините к нему шланг компрессора. Вставьте наконечник в свечное отверстие и подайте в цилиндр воздух под давлением 0,2–0,3 МПа. Для того чтобы коленчатый вал двигателя не провернулся, включите высшую передачу и затормозите автомобиль стояночным тормозом. Выход (утечка) воздуха через дроссельный узел свидетельствует о негерметичности впускного клапана, а через глушитель — о негерметичности выпускного клапана. При повреждении прокладки головки блока цилиндров воздух будет выходить через горловину расширительного бачка в виде пузырей или в соседний цилиндр, что обнаруживается по характерному шипящему звуку.









Двигатель
Сравнение двигателей 21126 и 21124
Неисправности двигателя
Проверка компрессии
Снятие крышки (кожуха) двигателя
Снятие защиты двигателя
Установка поршня в ВМТ
Замена ремня ГРМ
Замена опор двигателя
Прокладка крышки ГБЦ
Замена прокладки ГБЦ
Замена маслосъёмных колпачков
Сальники распредвала
Передний сальник коленвала
Задний сальник коленвала
Прокладка масляного картера
Замена прокладлок впускного коллектора
Замена прокладки выпускного коллектора
Снятие маховика
Распределительные валы
Замена гидрокомпенсаторов
Ремонт ГБЦ
Притирка клапанов
Снятие двигателя
Разборка двигателя
Ремонт двигателя
Сборка двигателя
Система смазки
Замена масляного насоса
Разборка масляного насоса
Система охлаждения
Снятие расширительного бачка
Снятие вентилятора радиатора
Снятие радиатора
Снятие помпы
Замена термостата
Топливная система
Проверка давления в топливной системе
Сброс давления в топливной системе
Снятие корпуса воздушного фильтра
Снятие модуля топливного насоса
Замена топливного насоса, датчика уровня, регулятора давления
Снятие бензобака
Снятие дроссельного узла
Замена регулятора холостого хода
Снятие топливной рампы
Замена форсунок
Трос дроссельной заслонки
Замена адсорбера, сепаратора и клапана пробувки адсорбера
Выхлопная система
Подушки подвески выхлопной системы
Замена глушителя
Замена дополнительного глушителя
Снятие катколлектора
Снятие термоэкранов глушителя